Искусство и производство: как промышленность принимает участие в 6-й Уральской индустриальной биеннале



Искусство и производство: как промышленность принимает участие в 6-й Уральской индустриальной биеннале

Фото: Уральская индустриальная биеннале

На этой неделе стартует Уральская индустриальная биеннале. Крупнейшая международная выставка современного искусства проходит в шестой раз, в этом году в биеннале принимают участие не только Свердловская, но и Челябинская, и Тюменская область. Проект организован по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства ГЦСИ. Уже не в первый раз свои площадки для размещения арт-объектов предоставляют промышленные предприятия. О том, как уральская промышленность оказалась связана с искусством, и какие площадки можно посетить — в материале «Бизнес Журнала.Урал».

О биеннале

Тема 6-й Уральской индустриальной биеннале – «Время обнимать и уклоняться от объятий». Ее идея – задуматься, как изменилась наша привычная жизнь, коммуникация с внешним миром после появления пандемии и локдауна, а также о праве на прикосновение и границы тела. 

Затраты на проведение Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2021 году составили около 100 млн руб., сообщила накануне журналистам комиссар биеннале Алиса Прудникова.

По ее словам, 40% от выделенных средств - это государственное финансирование от Министерства культуры РФ, правительства Свердловской области и администрации Екатеринбурга, еще 60% — средства спонсоров.

Уральский оптико-механический завод, Свердловская обл., г. Екатеринбург

На предприятии холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех открылась 6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

 

Фото: Уральский оптико-механический завод

Новый цех автоматизированного механообрабатывающего производства Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова (УОМЗ) (входит в холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех) стал одной из основных площадок нынешней биеннале. Помещение площадью 2200 кв. м отведено для выставки «Мыслящие руки касаются друг друга». 

Как сообщает пресс-служба УОМЗ, в рамках проекта посетители вовлекаются в коллективное взаимодействие друг с другом и арт-объектом. Идея – провести эксперименты с новыми формами вовлечения и исследовать прикосновение, близость и человеческое взаимодействие.

«В этом году главная особенность биеннале – экспериментальный подход, при котором место проведения является неотъемлемой частью перформанса. Построенный по новейшим технологиям цех увязывает современное производство, творческий процесс и человека. Нетривиальное невыставочное пространство насыщает действо дополнительными смыслами и является связующим элементом арт-объекта», – сказала директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех Екатерина Баранова. 

Фото: Уральский оптико-механический завод

По задумке кураторов из Берлина Чалы Илэке, Ассафа Киммеля и Аднана Йылдыза, экспозиция каждой площадки отражает темы отметившего 100-летие шедевра Евгения Замятина «Мы», описывающего общество жесткого тоталитарного контроля над личностью. Каждая площадка биеннале отсылает к элементам романа. Уральский оптико-механический завод стал «Интегралом», а другие локации - театральными подмостками для раскрытия образов персонажей и мест действия произведения. 

Музей автомобильной техники УГМК, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма

Музей Уральской горно-металлургической компании стал площадкой для программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале. Посетители могут увидеть видеоэссе о создании арт-объектов, связанных с историей и культурой уральских городов. Всего их будет девять — по количеству арт-резиденций: Екатеринбург, Челябинск, Сатка, Кыштым, поселок Сокол, Нижний Тагил, поселок Черноисточинск, Асбест, Полевской. Увидеть их можно на итоговой выставке под названием «Больше, чем ожидаешь» в Музее автомобильной техники УГМК.

Фото: пресс-служба музея автобмобильной техники УГМК

«В течение полугода российские и иностранные художники приезжали в населенные пункты Урала, чтобы познакомиться с городскими сообществами, уральским индустриальным наследием, — рассказали организаторы. — Итогом их пребывания стали арт-объекты, отражающие культурно-историческую специфику предприятий и городов», - сообщается на сайте биеннале.

Представленные работы будут отличаться разнообразием форм: это скульптуры в руслах заводских рек, художественные композиции на фасадах заводских цехов, экспозиции в пространствах креативных кластеров, инсталляция в пространстве советского Дворца культуры, импровизированная академия современного искусства и тотальная инсталляция в пустующем конструктивистском здании.

Видеоэссе будут проецироваться на девять экранов, площадь каждого — семь квадратных метров. Представляя в Верхней Пышме произведения, города и художников, кураторы приглашают к диалогу о будущем индустриального Урала.

"Нам было важно, чтобы зритель погрузился в ту атмосферу, в которой находились наши резиденты: от первого прибытия в город до презентации своих работ, показать не только работу резидента, но и то, что его окружает, тот контекст, в котором он находится, и то, что послужило для него вдохновением", — отметил куратор программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Владимир Селезнёв.

Открытие выставки состоится 2 октября в 19:00 в Музее автомобильной техники УГМК (Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2б). Она будет работать с 3 октября по 9 января. Вход — платный: 200 руб. — взрослый билет, 100 руб. — с абонементом биеннале; студенты при предъявлении документа — 100 руб., дети до 18 лет — бесплатно.

Комбинат «Магнезит», Челябинская обл., г. Сатка

В Сатке расположен один из объектов, описанных в арт-резидении в Верхней Пышме. Художник Андрей Оленев создал мурал на фасаде 14-этажной высокотемпературной шахтной печи производственного комплекса группы «Магнезит». Роспись под названием «Рекультивация» представляет собой рисунок площадью 4 600 м2, где изображены руки, оберегающие побег растения.
Работа доступна для просмотра с 17 июля.

 

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области

Андрей Оленев живет в Нижнем Новгороде и был одним из тех, кто в 2010-е годы формировал особенный язык нижегородского стрит-арта. Его отличает сложная живописная техника.

Березовский карьер предприятия «Магнезит», Челябинская обл., г. Сатка

Проект Василия Кононова-Гредина «Сад камней». В ландшафте отработанного карьера, который постепенно вновь сливается с природой и затапливается грунтовыми водами, художник создал композицию из 250 зеркал диаметром 120 сантиметров каждое. Работа Василия стала самым большим лэнд-артом в истории Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области

Зеркала инсталляции Кононова-Гредина настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на стены карьера, находящиеся в тени, и на воду. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней. Инсталляция позволяет зрителю вступить во взаимодействие с теми местами карьера, которые были скрыты, и изменить привычные точки зрения на его ландшафт - через зеркала и отражения карьер воспринимается по-новому. Но очевидно, что новая форма восприятия искусственного ландшафта невозможна без присутствия и рефлексии человека. Космос отражается в человеке, а через зеркальную инсталляцию мы видим, как человеческий мир отражается в карьере. Карьер будет затоплен и вместе с инсталляцией уйдет под воду, таким образом зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его исчезновения. Постепенное затопление карьера будет отнимать у зрителя все больше зеркал, а полное затопление приведет к невозможности видеть отражение, к отсутствию наблюдателя и, соответственно, отсутствию рефлексии.

Северский трубный завод (ТМК). Свердловская обл., г. Полевской

Еще один огромный мурал разместился на фасаде одного из цехов Северского завода по адресу ул. Вершинина, 7. Работа авторства екатеринбургских художников Анны и Виталия Черепановых доступна для просмотра с 18 сентября. Площадь фасада - почти 300 квадратных метров, это впечатлениямя Анны и Виталия после посещения трубоэлектросварочного, копрового, электросталеплавильного и трубопрокатного цехов и экскурсии по поселку Мраморский.

«Начав активную творческую жизнь в Нижнем Тагиле, сейчас Анна и Виталий — одно из самых ярких явлений в российском художественном контексте последних лет», - отмечают организаторы биеннале.

Полную программу проекта, в том числе эксекурсии по объектам биеннале за пределами Екатеринбурга, можно посмотреть на сайте биеннале.